Новости

23 марта 2024Главная новость

Внимание пассажиры! Внимание пассажиры!

18 апреля 2013

Союз транспортников России разработал комплекс мер для снижения стоимости внутренних авиаперевозок

Союз транспортников России, возглавляемый первым заместителем председателя комитета ГД по транспорту Виталием Ефимовым, подготовил и рассмотрел в рамках круглого стола по проблемам региональной авиации комплекс дополнительных мер, направленных на снижение стоимости перевозок на внутренних воздушных линиях. Авторы документа полагают, что знают, как сократить стоимость авиаперевозок на ВВЛ на 14-15%.

Подготовленные в СТР предложения включают меры по снижению затрат на авиатопливо, аэропортовую деятельность, аэронавигационное обслуживание и на перевозочную деятельность, а также меры по совершенствованию практики продаж авиабилетов. Накануне документ обсуждался и был одобрен участниками круглого стола. Предполагается, после доработки с учетом озвученных вчера предложений, он будет представлен в правительство. Члены союза также намерены обратиться к президенту РФ с просьбой о создании совместной комиссии из представителей органов власти, авиационного бизнеса и общественности, которая должна способствовать повышению конкурентоспособности гражданской авиации.

Авторы документа считают, перевозчики смогут экономить на авиационном топливе до 25%, что уменьшит стоимость региональных перевозок на внутренних линиях до 7,5%. Для этого нужно законодательно ограничить суммарную посредническую маржу, в том числе в рамках вертикально-интегрированных нефтяных компаний, и обеспечить участникам рынка возможность закупать авиатопливо напрямую. Заявленным целям также способствовало бы развитие биржевой торговли авиатопливом, развитие альтернативных ТЗК и усиление государственного регулирования отрасли. Государство, по видению СТР, может формировать госзаказы на производство авиатоплива или, при создании биржевой торговли, регулировать наличие авиационного керосина путем государственных закупок, чтобы снизить влияние возможного корпоративного сговора при формировании цен.

На 1,5-2% снизить стоимость перевозок на ВВЛ можно за счет упорядочения цен на аэропортовые услуги. Для этого в крупных аэропортах должен быть выбор не только среди ТЗК, но и среди компаний, обеспечивающих наземное обслуживание, поставку бортового питания и так далее. Следует так же определить методику расчета арендной платы за использование принадлежащих государству аэродромных комплексов и упростить требования по сертификации региональных и местных аэропортов. В некоторых аэропортах рекомендуется создать особые экономические зоны, обеспечивающие местные и региональные перевозки, а в московском авиационном узле - сохранить присутствие государства в управлении аэропортами.

За счет экономии на аэронавигационном обслуживании можно удешевить перевозку на 0,5%, считают в СТР. Для этого, например, следует внедрить рекомендованные ИКАО процедуры аэронавигационного планирования и гармонизировать российские правила, регулирующие авиационную деятельность, с международными стандартами.

Также для снижения стоимости перевозки рекомендуется совершенствовать практику продажи авиабилетов. В частности, документ советует подготовить "рекомендации по использованию российскими авиакомпаниями программы низкотарифной маршрутизации полетов авиапассажиров". По мнению авторов, это позволит на треть снизить цену авиабилета для пассажиров с низкими личными доходами, что повысит доступность авиатранспорта и, соответственно, экономический эффект деятельности авиаперевозчиков.

Наибольшее внимание в документе уделяется мерам по снижению затрат на перевозочную деятельность. В совокупности они позволят снизить стоимость билета ещё на 5%. В целом, меры сводятся к снижению налогового бремени перевозчиков. Для этого, в первую очередь, следует снизить ставку НДС для внутрироссийских перевозок до 10%, рассмотреть возможные варианты снижения федеральных, региональных и муниципальных налогов и сборов для авиационного бизнеса, задействованного во внутрироссийских перевозках. Следует также освободить перевозчиков и лизинговые компании от уплаты налога на имущество за современные воздушные суда, предназначенные для региональных перевозок (или вообще исключить воздушные суда из перечня недвижимого имущества), и снизить налоговую нагрузку на фонд оплаты труда. Составители документа полагают, что следует изменить механизм поддержки региональных перевозок с принципа субсидирования пассажира на субсидирование рейса. В документе содержатся предложения уменьшить ответственность перевозчика в случае отмены рейса по форс-мажорным обстоятельствам и разрешить авиакомпаниям отменять рейсы или объединять с другими за 30 дней без штрафных санкций.

В рамках мер по разработке отечественной техники предложено создать производство самолетов вместимостью до 20 мест и до 50 мест, потому что именно на такие суда в России высок спрос. Для улучшения сообщения с труднодоступными районами следует профинансировать установку экспериментального оборудования и летных испытаний безаэродромного самолета. Для удешевления перевозок там, где аэродромы все-таки есть, предлагается на государственном уровне поддержать программу по ремоторизации Ан-2.

Многогранность проблемы снижения издержек авиакомпаний подтверждают эксперты. Так президент Инновационного Центра гражданской авиации Рано Джураева отметила, что в проблематике ценовой доступности авиатранспорта "простых вещей нет, все решения - нелинейные". По ее словам, тарифы авиаперевозчиков формируются с учетом различных факторов: себестоимости, коммерческой политики и соотношения спроса и предложения. "Но в основе - именно себестоимость авиаперевозки, - уверена она. - А она формируется из целой иерархии себестоимости поставщиков услуг, аэропортов, аэронавигации, техобслуживания и так далее. И фактически любой функционал в отрасли сегодня находится в таком состоянии, что серьезно снизить издержки практически невозможно".

По мнению Р.Джураевой, выходом из сложившейся в отрасли сложной ситуации может стать исключительно внедрение самых современных технологий. А тормозом на пути инновационного процесса является существующая отраслевая нормативная база и нехватка ресурсов для совершения технологического рывка. "Аэропорты, которые обслуживают меньше 300-500 тыс. пассажиров в год, не располагают собственным капиталом (для осуществления модернизации - "АвиаПорт"), да и инвесторам они не интересны", - приводит пример она. Поэтому в ряде случаев "рынок сам не решает проблем, во всем мире их помогает решать государство". Так что, полагает эксперт, в ближайшие годы государство должно создать детальную программу модернизации отрасли, которая бы охватила все сферы деятельности гражданской авиации. "Да, это долгий путь, но другого варианта нет", - резюмирует она.

Несмотря на то, что СТР опирается на экспертные мнения, некоторые специалисты отрасли отреагировали на предложение достаточно сдержанно, заметив, что некоторые из предложенных мер, несомненно, полезные, но формулировки слишком общие. "Общие задачи чудесные, но для решения конкретных вопросов следует проработать их глубже. Сказать, чтобы это дало резкий рывок в деле удешевления региональных перевозок нельзя", - считает президент ассоциации "Аэропорт" гражданской авиации Виктор Горбачев.

Касаемо попыток сэкономить на авиатопливе, специалисты признают, что теоретически они жизнеспособны. На практике договориться с топливными компаниями вряд ли удастся и, исходя из имеющегося опыта, можно сказать, что стоимость топлива в современной России снижалась "разве что случайно". С этим соглашается Р.Джураева, дополняя, что "при таком дефиците авиатоплива рост цен неизбежен. Плюс транспортировка - керосин во многие аэропорты везут издалека, что обуславливает высокие издержки".

За счет аэропортовых сборов и наземного обслуживания сэкономить тоже вряд ли получится - у аэропортов нет возможности для ведения более гибкой ценовой политики. "Чтобы получить сертификат, аэропорт должен соответствовать определенным требованиям, должен быть определенным образом укомплектован. А принимать он будет по-прежнему один рейс в неделю. Поэтому и приходится задирать тарифы в 3-4 раза" - объясняет В.Горбачев.

При этом демонополизация в сфере аэропортовой деятельности, полагают специалисты, может пойти и во благо, и во вред. "Альтернатива не может быть обязательной. С тем объемом пассажиров, который обслуживается небольшим региональным аэропортом, при наличии двух цехов бортового питания, например, разорятся оба", - говорит заместитель генерального директора ГК "Региона" Анатолий Ходоровский. "В соответствии с действующим постановлением правительства, все желающие поставщики услуг имеют доступ в аэропорты. Если где-то не появляется альтернативы, значит бизнесу это не выгодно", - напоминает директор консалтинговой компании "Аэропорт Инвестментс" Сергей Детенышев.

Губительной может оказаться также инициатива разделить бремя владения аэропортами между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями. Причем не только для аэропортов, но и для бюджетов разных уровней, считает С.Детенышев. "Если речь идет об аэропортах, то ими и сейчас может владеть кто угодно. Если об аэродромных комплексах, то большинство региональных, а уж тем более муниципальных бюджетов могут не справиться даже с поддержанием аэродромов, не то что с реконструкцией и развитием", - говорит он.

Не все однозначно и с давно обсуждаемой проблемой снижения или обнуления ставки НДС. По оценке А.Ходоровского, снижение НДС на внутренних линиях не принесет заметной пользы. "Снижение НДС с 18% до 10% практически ничего не даст. Даже при обнулении налога стоимость билета снизится не более чем на 4-5%", - отмечает он.

Итогом работы СТР станет подготовка предложений для правительства, которые дополнят утвержденный ранее комплекс мер по снижению стоимости авиаперевозок на внутренних линиях. Однако на этом транспортники не останавливаются. По их мнению, по аналогии с комиссией по вопросам развития авиации общего назначения целесообразно создать и комиссию по вопросам повышения конкурентоспособности гражданской авиации и обеспечения транспортной доступности регионов для граждан России. Кроме того, памятуя, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих, СТР призывает представителей авиационного бизнеса активнее подключиться к разработке программы повышения своей конкурентоспособности и эффективности.

Источник: aviaport.ru

Архив новостей